Выгоничский район, с.Лопушь, ул.Деснянская, д.10а

Get Adobe Flash player
Болезни глаз у человека. Известные болезни глаз лечение. Болезни глаз симптомы. Лечение простуды в домашних условиях. Самое быстрое лечение простуды. Простуда лечение лекарства. Хороший стоматолог отзывы. Самый добрый стоматолог отзывы. Ассоциация стоматологов отзывы. Занятия йогой дома. Быстрая йога для начинающих дома. Как правильно заниматься йогой дома. Обертывание в домашних условиях. Быстрое обертывание живота в домашних условиях. Обертывание в домашних условиях рецепты. Наборы спортивного питания. Вкусная спортивное питание для набора массы. Спортивное питание оптом. Как избавиться от перхоти. Хороший шампунь от перхоти отзывы. Как избавиться от перхоти навсегда. Зеленый чай для похудения. Главные свойства зеленого чая. Можно ли пить зеленый чай.
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Документы
Устав
Лицензия
План финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации
Отчеты и предписания
Локальные акты
Отчеты (2)
План финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Отчет о результатах самообследования
Правила внутреннего распорядка обучающихся
Правила внутреннего трудового распорядка
Коллективный договор
Правила приема обучающихся
Документ об установлении размера родительской платы
Формы ,периодичность и порядок контроля успеваемости
Порядок и основания перевода,отчисления и восстановления обучающихся
Оказание платных образовательных услуг
Порядок оформления отношений между ДОУ и родителями
Размер платы за присмотр и уход
Образование
Численность обучающихся
Образовательные программы
О нормативных сроках обучения
О методических и иных документах образовательной организации
аннотации к рабочим программам
О реализуемых уровнях образования
О календарном учебном графике
О формах обучения
Об учебном плане
О численности обучающихся по образовательным программам
Структура и органы управления образовательной организацией
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Руководство
Педагогический состав
Материально - техническое обеспечение
Финансово - хозяйственная деятельность
Платные образовательные услуги
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Информация для родителей
Вакантные места для приема (перевода)

Парциальная программа "Истоки"

Содержание

1 Целевой раздел__________________________________________________________2

1.1. Пояснительная записка_________________________________________________2

1.2. Планируемые результаты освоения Программы____________________________5

2 Содержательный раздел___________________________________________________7

2.1. Содержание образования по образовательным областям______________________7

2.2. Формы работы по образовательным областям_______________________________8

3 Организационный раздел__________________________________________________11

3.1. Модель воспитательно- образовательного процесса__________________________11

3.2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды___17

3.3. Описание материально-технического обеспечения программы________________18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к ОП «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры» О.Л. Князевой

 

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей

способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое

проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических

позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

 

 

1. Целевой раздел

 

1.1. Пояснительная записка

 

 

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский. 

 

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое  и  художественно–эстетическое воспитание детей. 

В основу данной  рабочей  программы  заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная   рабочая  программа  «Истоки»является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

 

           Программа предусматривает ознакомление дошкольников  с народными промыслами России и включает в себя знакомство  с  обычаями,  традициями,  трудом   русского народа  по  народному  календарю,  с  поэтическим  народным творчеством.  Воспитывать   интерес   к  народной   культуре,  устному  народному  творчеству,  народной  музыки,  народным   играм   и  промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

 

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

  Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому педагоги поставили перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С  этой   целью была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течении двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

  Программа знакомства ребёнка с   основами русской  народной  культуры опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

 

 

 

Целью данной программы является:

ознакомление с  жизнью   и  бытом   русского  народа   и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

 

 

 

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Освоение историко – культурного наследия Росси через  памятные даты   народного  календаря;
  • Знакомство  с обычаями  и  традициями  обрядовых  праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Обогащать словарный запас детей.

 

Направления:

1.   Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского народа.

  1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

 

Формы работы с детьми по ознакомлению с  русской  народной  культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

 

  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

 

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

 

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

  • Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.

 

 

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • Результаты продуктивной деятельности  детей.

 

Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

 

Работа с родителями.

 Используются разнообразные формы работы:

  • Индивидуальные консультации по  русской  народной  культуре;
  • Беседы;
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

 

 

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе;  участие  детей в фольклорных  развлечениях и досугах, посвященных  народным праздникам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Содержательный раздел

 

2.1. Содержание образования по образовательным областям

 

Образовательная

область

 

Содержание психолого - педагогической работы

Социально-

коммуникативное

развитие

 

1 Формирование представления о народной культуре;

развитие навыков игровой деятельности; формирование

гендерной, семейной, гражданской принадлежности;

патриотических чувств причастности детей к наследию

прошлого.

2 Развитие свободного общения со взрослыми и

сверстниками.

3 Формирование основ безопасности собственной

жизнедеятельности в различных видах деятельности.

 

Познавательное

развитие

 

1 Расширить представление о жанрах устного народного

творчества.

2 Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

3 Формирование целостной картины мира. Приобщение

детей к народной культуре (народные праздники и традиции).

Содействие атмосферы национального быта. Понимать

историческую преемственность с современными аналогами(

лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.).

Знакомить детей с зависимостью использования предметов от

образа жизни людей, от места их проживания

 

Речевое развитие

1 Ознакомление детей с народной декоративной росписью.

2.Приобщать детей ко всем видам национального

искусства: сказки. музыка, пляски

3 Знать и различать народное искусство, промыслы.

Понимать познавательное значение фольклорного

произведения, а также самобытности народных промыслов(

мотив, композиция, цветовое решение), связи народного

творчества в его различных проявлениях с бытом,

традициями, окружающей природой.

4 Воспитывать интерес к народному искусству, его

необходимости и ценности, уважение к труду и таланту

мастеров.

 

Физическое развитие

1 Сохранение и укрепление физического и психического

здоровья детей.

2 Развитие физических качеств и нравственных чувств в

русских народных подвижных играх.

3 Развитие двигательной активности, самостоятельности и

творчества; интереса и любви к русским народным играм.

 

 

 

2.2. Формы работы по образовательным областям

 

Образовательные области

Младший дошкольный

возраст

 

Старший дошкольный

возраст

 

Физическое развитие

1 Игровые беседы с

элементами движений

2 Игра

3 Интегративная

деятельность

4 Ситуативный разговор

5 Проблемная ситуация

 

1 Игра

2 Беседа

3 Рассказ

4 Рассматривание

5 Интегративная

деятельность

6 Физкультурные досуги

7 Спортивные состязания

8 Совместная деятельность

взрослого и детей

тематического характера

9 Проектная деятельность

10 Проблемная ситуация

 

Социально-

коммуникативное

 

1 Игровое упражнение

2 Индивидуальная игра

3 Совместная с

воспитателем игра

4.Совместная со

сверстниками игра (парная,

в малой группе)

5 Чтение

6 Беседа

7 Наблюдение

8 Рассматривание

9 Праздник

10 Поручение

 

1 Индивидуальная игра

2 Совместная с

воспитателем игра

3 Совместная со

сверстниками игра

4 Чтение

5 Беседа

6 Наблюдение

7 Педагогическая ситуация

8 Экскурсия

9 Ситуация морального

выбора

10 Проектная деятельность

11 Интегративная

деятельность

12 Праздник

13 Рассматривание

14 Просмотр и анализ

мультфильмов,

видеофильмов

15 Экспериментирование

16 Поручение и задание

17 Совместная

деятельность взрослого и

детей тематического

характера

 

Речевое развитие

1.Рассматривание

2.Игровая ситуация

3.Дидактическая игра

4.Ситуация общения

5.Беседа

6.Интегративная

деятельность

7.Хороводные игры с

пением

8.Игра- драматизация

9.Чтение

10.Обсуждение

11.Рассказ

12.Игра

 

1 Чтение

2 Беседа

3 Рассматривание

4 Решение проблемных

ситуаций

5 Игра

6 Проектная деятельность

7 Создание коллекций

8 Интегративная

деятельность

9 Обсуждение

10 Рассказ

11 Инсценирование

12 Ситуативный разговор с

детьми

13 Сочинение загадок

14 Проблемная ситуация

15 Использование

различных видов театра

1 Создание коллекций

 

Познавательное развитие

1 Рассматривание

2 Наблюдение

3 Игра-

экспериментирование

4 Исследовательская

деятельность

5 Развивающая игра

6 Ситуативный разговор

7 Рассказ

8 Интегративная

деятельность

9 Беседа

10 Проблемная ситуация

 

1 Создание коллекций

2 Проектная деятельность

3 Исследовательская

деятельность

4 Экспериментирование

5 Развивающая игра

6 Наблюдение

7 Проблемная ситуация

8 Рассказ

9 Беседа

10 Интегративная

деятельность

11 Экскурсия

12 Коллекционирование

13 Моделирование

14 Игры с правилами

 

Художественно-

эстетическое развитие

 

1 Рассматривание

эстетически

привлекательных предметов

2 Игра

3 Организация выставок.

Изготовление украшений

4 Слушание

соответствующей возрасту

народной, деткой музыки

5 Экспериментирование со

звуками и материалами

(песком, глиной)

6 Музыкально-

дидактическая игра

7 Разучивание

музыкальных игр и танцев

8 Совместное пение

 

1 Изготовление украшений

для группового помещения

к праздникам, предметов

для игры, сувениров,

предметов для

познавательно-

исследовательской

деятельности

2 Создание макетов,

коллекций и их оформление

3 Рассматривание

эстетически

привлекательных предметов

4 Игра

5 Организация выставок

6 Слушание

соответствующей возрасту

народной, детской музыки

7 Музыкально-

дидактическая игра

8 Интегративная

деятельность

9 Совместное и

индивидуальное

музыкальное исполнение

10 Музыкальное

упражнение

11 Попевка, распевка

12 Танец

13 Творческое задание

14 Концерт- импровизация

15 Музыкальная сюжетная

игра

 

 

Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей

 

Возраст детей

Регламентированная

деятельность (НОД)

 

Нерегламентированная

деятельность, мин

 

В день

 

В месяц

Совместная

деятельность

 

Самостоятельная

деятельность

 

 

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

 

 

4 по 15 мин

4 по 20 мин

4 по 20-25 мин

4 по 30 мин

Итого в год: 70 час

 

 

42 – 45 мин

42 мин

36 – 39 мин

33 – 36 мин

 

 

18 – 24 мин

18 – 21 мин

15 – 21 мин

15 – 18 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Организационный раздел

3.1. Модель воспитательно – образовательного процесса

 

Тематическое планирование

 

Средняя группа

                                         

месяц

НОД

Совместная

самостоятельная

деятельность

 

Взаимодействие с

родителями

 

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Дид.игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел»

 

 

1 Сбор урожая на

огородах.

2 Поделки из

овощей.

 

.

«Чудесный мешочек»

Повторение песенки–потешки «Наш козел». Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными –коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка

«Бычок -черный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца»

Октябрь

«Приглашаем в гости к нам»

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям».Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

1 Участие в

конкурсе детских

поделок из

природного

материала

«Удивительное

рядом».

2 Консультация

«Устное народное

творчество, как

выразительное

средство в речевом

развитии детей».

 

 

«Гуси-лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

 

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари»

 

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Ноябрь

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья)

1 Участие в

развлечении

«Осенины».

2 Наглядная

информация

«Народный

фольклор осени».

 

 

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

 

«Петушок–золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

 

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешки и попевок о домашних животных.

Декабрь

«Здравствуй, зимушка – зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «как на тоненький ледок»

1 Помощь в

подготовке к

Новому году.

2 Заучивание

колядок и стихов к

празднику.

3 Участие в

конкурсе детских

поделок

«Мастерская Деда

Мороза».

 

 

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «как на тоненький ледок»

 

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

 

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»

Январь

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

1 Участие в

подготовке

развлечения

«Рождественские

святки».

2 Изготовление

атрибутов к

развлечению.

3 Участие в вечере

зимних загадок.

4 Наглядная

информация

«Русский фольклор

Зимы».

 

 

«Лиса и козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел»

 

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных

 

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «заюшкина избушка»

Февраль

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

1 Вязание одежды

для кукол из

шерстяных ниток.

2 Физкультурный

досуг «Папа и я –

спортивная семья».

3 «Бабушкин

сундук». Помощь в

пополнении русской

«избы» старинными

вещами.

 

«Русская балалайка»

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

 

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

 

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины»

Март

«При солнышке- тепло, при матушке – добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама»  Пение песенок о маме.

1 Участие в

подготовки и

проведении

развлечения

«Масленица» и

праздника «8 –

Марта».

2 «За самоваром».

Чаепитие по

русским народным

традициям.

3 Участие в

выставке детских

рисунков «Весна,

весна, поди сюда!».

 

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство со сказкой «Крошечка –Хаврошечка»

 

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

 

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна».

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором –дразнилками, скороговорками.

1 Наглядная

информация

«Русский фольклор

весной».

2 Выращивание

семян цветов.

 

 

«Небылица–небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

 

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки.

 

«Чудесный мешочек»

Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

Май

«Времена года»

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

1 Участие в

организации

чаепития.

2 Помощь в посадке

цветочных клумб .

 

.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам

 

«Игра с Колобком»

Самостоятельное   творческое развитие сюжета сказки «Колобок»

 

«Посиделки»

Загадывание загадок о домашних животных. Игры на народных музыкальных инструментах.

         

 

 

 

 

 

Старшая группа

 

                                             Сентябрь

Сентябрь

«Что летом родиться, - зимой пригодиться»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

1 Сбор урожая на

огородах; ягод в

лесу.

2 Сбор природного

материала для

поделок.

3 Участие в

выставке «Самая

интересная поделка

из овощей».

 

«Гуляй, да присматривай»

Рассказ о первом осеннее  месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого  дерева детки?»(плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень».

 

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая  игра «вершки и корешки» Загадывание детьми загадок.

«Хлеб – всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда –цепком и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Октябрь

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода –деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка – осень»

1 Консультация

«Устное народное

творчество, как

выразительное

средство в речевом

развитии детей».

2 Участие в

конкурсе детских

поделок из

природного

материала

«Удивительное

рядом».

«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страза глаза велики»

«Друг за дружку держаться–ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке»

Ноябрь

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам «Заяц –хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый»

1 Участие в

подготовке

развлечения

«Капустник».

2 Фотовыставка

«Приобщение детей

к истокам русской

народной

культуры».

 

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

«Дикие животные»

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки - потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них.

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

1 Разучивание с

детьми стихов и

колядок к

праздникам.

2 Наглядная

информация

«Русский фольклор

зимой».

3 Участие в

конкурсе поделок

«Мастерская Деда

Мороза».

4 Помощь в

организации

Новогоднего

праздника.

 

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

 

«Лиса-обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

«Пришла коляда-отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

Январь

«С Новым годом со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года .Пение колядок.

1 Участие в

подготовке

развлечения

«Рождественские

святки».

2 Изготовление

атрибутов к

развлечению.

3 Участие в

выставке детских

рисунков «Зимушка

хрустальная».

 

«Гуляй,

да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

«Городецкая роспись»

Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

Февраль

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза»

1 Помощь в

подготовке

праздника

«Масленица».

2 Участие в

физкультурном

досуге «Папа и я –

спортивные друзья».

 

«Сказка для Кузи»

Самостоятельное рассказывание  детьми сказок. Словесная игра «Аюшки»

«Письмо Нафане»

Составление детьми письма Нафане –другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице.

 

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен

 

 

   Март

«Нет милее  дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

1 Испечь печенье

«Жаворонки»,

бублики.

2 «За самоваром».

Чаепитие по

русским народным

традициям.

3 Участие в

выставке детских

рисунков «Весна –

красна».

 

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

«Гуляй,

да присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»

«Весна, весна, поди сюда!»

Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

1 Участие в

развлечениях

«Небылица в лицах,

небывальщина»,

Красная горка.

2 Выращивание

семян цветов.

3 Наглядная

информация

«Русский фольклор

весной».

 

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

«Красная горка»

Знакомство с  традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

Май

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлова «Под кустом»

1 Участие в

физкультурном

досуге.

2 Помощь в посадке

цветочных клумб.

3 Фотовыставка

«Приобщение детей

к истокам русской

народной

культуры».

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «каша из топора»

«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

«Кошкин дом »

Инсценировка знакомых сказок, слушание русских народных песен.

         

 

 

 

 

 

3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды

 

Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду педагоги выделили место в старшей группе и оборудовали его , где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т. д.

 В поисках старинных бытовых предметов участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников.

В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными

промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы

прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).

.В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.

Для организации НОД и самостоятельной деятельности  используются игрушки в

виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик,

собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми

младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например

персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки

уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым

сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.

Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в

поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в

современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна

организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к

устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих

бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

 

Методические рекомендации к программе

 

Учебно-методические пособия

Автор

Название

Количество

1

 

 

 

2

 

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

 

 

В.В. Малова

 

Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. Образовательная

программа.

 

Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Творчеством: Владос;М.;2010

 

 

       1

 

 

        1